Сборник “Super Mario 3D All-Stars” как эволюция жанра 3D-платформеров

В честь 35-летия игрового персонажа Супер Марио 18 сентября 2020 года на Nintendo Switch вышел сборник «Super Mario 3D All-Stars», в который вошли три уже ставшие классикой игры с трёх предыдущих игровых консолей Nintendo: «Super Mario 64» с Nintendo 64,  «Super Mario Sunshine» с Nintendo GameCube и «Super Mario Galaxy» с Nintendo Wii. Большинство заинтересованных и/или ностальгирующих рады этому сборнику, но, как всегда у Нинтендо, есть нюансы. Это и зачем-то ограниченный по времени (до 31 марта 2021) период продаж и на физическом носителе (все 3 игры помещены на картридж!), и даже в цифровом магазине Nintendo eShop! Кроме как желанием компании подогреть ажиотаж, это объяснить трудно. Многие игроки также недовольны, что игровой код не переписан с нуля или как-то кастомизирован, и тайтлы работают на эмуляторах вышеназванных консолей Нинтендо на железе Свитча. 

Но так ли всё однозначно?

“Super Mario 3D All-Stars”, по сути, рассказывает историю жанра 3D-платформеров: от его становления до отполировывания формулы и игровых механик. То есть если игроки смогут абстрагироваться и посмотреть на этот великолепный сборник со стороны, то станет очевидной история развития франшизы Марио в 3D: представление Марио в жанре 3D-платформера в «Super Mario 64» и нахождение удачных решений, чрезмерное увлечение экспериментами в «Super Mario Sunshine», а затем — идеальный баланс разнообразия всех механик в совершенной «Super Mario Galaxy». И каждая из этих игр в своё время глобально повлияла на жанр 3D-платформеров. Да и до сих пор их влияние ощущается в каждой игре схожего направления.

В той же «Super Mario 64» вместо линейных уровней из 2D-частей серии, в которых игроки перемещаются от точки А к точке Б, Nintendo разработала «уровни-песочницы». Гейм-дизайнеры Нинтендо придумали миссии на картах с этапами — и теперь это уже эталон жанра. Оказалось, что в новом на то время полигональном окружении можно заняться уймой интересных вещей! Тогда, в далёком 1996-м, это было откровением, сейчас, на Nintendo Switch, какие-то механики уже выглядят, конечно же, устаревшими. В сборнике Нинтендо не особо наводила лоск на этот тайтл: режим экрана не полноформатный (соотношение сторон здесь осталось 4:3), а фреймрейт работает со старыми-добрыми 30 кадрами в секунду. Хоть разрешение в портативном и ТВ-режиме и подтянули до 720p. Также подкорректировали шрифты и разрешение текстур местами. И в целом впечатление всё равно хорошее.  Игра выглядит намного чётче и светлее в сравнении с версиями Virtual console на Wii и Wii U. И проблема инпут-лага с той Virtual console решена на Свитче. Хотя всегда хочется большего, естественно.

Впоследствии Nintendo использовала концепции из мегауспешного “Super Mario 64”, стараясь их расширить, уже в  “Super Mario Sunshine”. Больше — не всегда лучше, что и ощутили на себе игроки. Привыкнуть к новому методу Марио расправляться с врагами посредством их поливания струёй жидкости, а также приноровиться к своеобразному управлению (для Свитч, кстати, значительно переработанному) вместе с садистской камерой — это ещё то удовольствие. Места для сохранения раскиданы по уровням тоже вовсе нещедро. В то же время режим теперь полноэкранный — 16:9 (благодаря чему интерфейс на экране выглядит оптимальней и не заполняет почти всю игровую область обзора, как на GameCube с соотношением сторон 4:3), разрешение текстур значительно возросло (и в геймлее, и в заставках), хоть это всё ещё игра с 30-кадровым геймплеем. Разрешение экрана на телевизоре — 1080p, в портативе — 720p.  Да, возможно, разработчики хотели сохранить игру максимально близко к геймкубовскому оригиналу, который в своё время позволил гейм-дизайнерам понять, как лучше работать с камерой, а также отказаться от чрезмерных игровых механик. Но уже в следующей своей игре серии 3D-приключений Марио — “Super Mario Galaxy”.

Игра “Super Mario Galaxy”, в итоге, и показала, КАК должен выглядеть и «играться» идеальный 3D-платформер, взяв лучшие наработки своих предшественников, а также отбросив лишнее. Попутно «SMG» стала одной из лучших игр всех времён и народов и собрала все возможные награды в индустрии. Камера теперь работала отлично, а путешествия по галактике и всегда удивляющим своим разнообразием и геймплеем планетам поразили воображения геймеров со всего мира. На самом деле, изобретательность создателей игры поражает до сих пор.

Ну а порт для Nintendo Switch, в кои-то веки, радует. Так как здесь игра не просто работает в полноэкранном режиме 16:9, но и поддерживает стабильные 60 кадров в секунду. Что вместе с разрешением 1080p в ТВ-режиме и 720p в портативном выглядит божественно. Уже один этот порт оправдывает покупку сборника, на самом деле. Хотя отличной второй части “Super Mario Galaxy” в коллекции не хватает, и её отсутствие объяснить логикой трудно. Возможно, Нинтендо планирует её (повторно) продать нам в составе очередного сборника? В ближайшем или не столь ближайшем (лет через 5, к сорокалетию игрового мэскота) будущем?

Что касается дополнительных материалов, которые как бы являются хорошим тоном в такого рода изданиях, то они здесь присутствуют. Хоть наличие саундтреков ко всем трём играм нельзя воспринимать как тщательный подход, конечно. Так как помимо них, ничего более (ни галерей, ни интервью с создателями) нет.

В завершение добавлю, что коллекция игр “Super Mario 3D All-Stars” в любом случае отменная (несмотря на то, что большая Н могла бы приложить и больше усилий при выпуске переиздания) и показывает эволюцию серии очень наглядно. Ознакомиться с такими шедеврами игростроя обязан каждый уважающий себя геймер, и для этого вовсе не обязательно быть Нинтендобоем. Тем более, сейчас эти игры стали доступны на актуальной Nintendo Switch без танцев с бубном с настройкой эмуляторов и, что немаловажно, официально и легально.

Ну и традиционно напомню, что эту игру, консоли и игры текущего и прошлого поколений Nintendo (и не только), в Беларуси можно приобрести у дружественного моему блогу mydevice.by/Nintendo (официальный партнёр Nintendo в РБ). Вдогонку уточню: теперь все читатели сайта wii.by могут получить скидку в 5 белорусских рублей на любую игру (написав wii.by или «виибай» в комментарии к заказу на mydevice.by, даже не регистрируясь на сайте моего блога)!